Масложировое производство – в числе самых перспективных и развиваемых в украинском АПК. Одна из причин такого положения дел – устойчивые экспортные позиции на рынке ЕС. В то же время, это требует от компаний отрасли активного внедрения новых технологий и постоянного усовершенствования контроля качества готовой продукции. Рассмотрению этих вопросов была посвящена конференция, которая состоялась в рамках международной выставки «Масложировая индустрия 2015».
Возможности выбора
Наряду с выбором сортов, способов выращивания и повышения урожайности не менее остро для отрасли стоит вопрос ценообразования. Чтобы обосновать установленную цену, необходимо доказать качество продукции. В частности, отсутствие в ней фальсификата, соответствие требованиям Евросоюза и пр. Решить эту задачу можно несколькими способами.
- Обратиться для проведения анализа в стороннюю коммерческую лабораторию. Недостатки такого решения – высокая стоимость и затраты времени
- Воспользоваться услугами государственных лабораторий. Это позволит несколько сократить затраты по сравнению с коммерческой. Но нехватка государственного финансирования не всегда позволяет таким лабораториям провести качественный анализ
- Наиболее оптимальным представляется контроль в собственной лаборатории. Хотя тут тоже есть нюанс: совпадут ли ее показания с результатами анализа лаборатории покупателя, особенно западного? Чтобы решить эту задачу, украинские производители стараются максимально «подтягивать» свои лаборатории до европейского уровня
Не роскошь, а способ выживания
Последние несколько лет отрасль развивается очень активно. И за эти годы довольно большое количество масложировых предприятий укомплектовались сложным современным оборудованием. Пожалуй, это один из немногих сегментов АПК, где лаборатории могут похвастаться наличием таких передовых технологий, как ЯМР-анализ и хроматография. Именно эти приборы обеспечивают максимальную точность ключевых показателей масложировой продукции: масличности, влажности, жирнокислотного состава, наличия бенз(а)пирена, гексана и пр.
Стараются не отставать от них и небольшие компании. Чтобы удержаться на внутреннем рынке, а еще – выйти на внешний, они ищут соответствующие возможности. Даже те лаборатории, которые пока не в силах приобрести дорогостоящие приборы и работают по украинским ГОСТам, заинтересованы обновлять имеющееся оборудование.
Часть производителей, увы, все так же делает анализы по старинке. Их точность и скорость давно не соответствует объемам производства. Результат – прямые финансовые потери из-за задержки поставок или нарушения условий контракта, вплоть до его расторжения.
Поэтому оснащение лабораторий современным оборудованием сегодня уже не рассматривается производителями как роскошь. Это необходимое условие успешной работы агрокомпании.
Кто диктует условия теперь?
Законодательные изменения, которые вступили в силу в сентябре этого года, внесли серьезный сумбур в работу отрасли. Теперь лаборатории не обязаны «подчиняться» ГОСТу – разрешены исследования и по другим методикам.
С одной стороны, это серьезное достижение, которое значительно упрощает работу лабораторий. Например, раньше анализ на микотоксины был предусмотрен в ГОСТ Украины посредством иммуноферментного анализа. В Европе же он принят исключительно как качественный анализ. Там микотоксины определяют только при помощи хроматографа. Создавалась парадоксальная ситуация: чтобы работать в Украине, было необходимо приобрести ИФА-анализатор, а для Европы – ВЖХ.
С другом стороны, ответственность за некачественную продукцию не снимается. Ведь требования в первую очередь выдвигают покупатели – теперь условия диктуют именно они! Закон разрешил им это, и лаборатория будет вынуждена анализировать продукцию по тем показателям, которые прописаны в договоре. А их количество может значительно превышать предусмотренное ГОСТом.
Итак, необходимость соответствовать каким-либо определенным нормативам теперь отпала. Несмотря на это, более явной стала тенденция к ужесточению требований к качеству продукции. Поэтому оснащение лабораторий современным оборудованием для масложировых предприятий является не только конкурентным преимуществом. Сегодня это обязательное условие эффективной работы компании как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Читать продолжение: Передовое решение для ведущей отрасли.
Ирина Захарченко,
руководитель отраслевой группы "Агро"
ООО "ХИМЛАБОРРЕАКТИВ"