Сегодня немало фермерских хозяйств – как небольших, так и крупных – всерьез задумываются о переходе на органическое производство. Некоторые из них даже являются «органическими» по факту, но также, как и первые, нуждаются в соответствующем подтверждении такого способа выращивания и переработки сельхозпродукции. Попросту говоря, в сертификации.
(Первая статья цикла – Органическое: модный тренд или неизбежность?)
Мечта любого фермера
Украинских сельхозпроизводителей привлекают международные рынки органических продуктов. Во-первых, это прибыль в иностранной валюте, которая за последнее время подорожала в Украине фантастически. Во-вторых, высокая покупательская способность западного потребителя, размер дохода которого серьезно отличается от среднего чека рядового украинца. Наконец, это перспектива: органическое питание во многих странах сравнимо с национальной идеей. Например, немецкие фермеры, которые выращивают агропродукцию, получают от правительства от 350 до 1 тыс. евро дотаций на каждый гектар в зависимости от агрокультуры. Это ли не свидетельство желания государства обеспечивать своих граждан здоровыми продуктами?
Упрямая статистика
В той же Германии из более чем 15 млн га сельхозземель 1 млн га (6,4%) работают в органике. В Украине же из более чем 40 млн пашни под органику занято только 393,4 тыс. га (0,98%). Однако и это кажется достижением: по сравнению, например, с 2012 годом, когда под такие задачи было отдано всего 272 тыс. га.
Первенство уверенно держит Австралия, где органикой занято 17,2 млн га, чемпион Европы – Испания с ее 1,6 млн га. В Восточной Европе лидирует Польша (662 тыс. га).
Теперь статистика в процентах. В развитых странах около 10% от всех сельхозплощадей отданы под органическую продукцию. В Австрии – 19,5%, в Италии – 10,2%, в Украине – 1%. Эти цифры – лучший показатель нераскрытого украинского потенциала в этом вопросе.
Несмотря не на самую лучшую экологическую ситуацию в нашей стране, степень засоренности земель в Украине довольно низкая по сравнению с европейскими соседями. В то же время Западная Европа достигла своего естественная потолка: органические площади уже не растут, а рынок – растет. Та же Швейцария, например, львиную долю необходимой ей органической продукции импортирует.
Особенно перспективным для Украины является экспорт органических зерновых. Причем производители в данном случае получают двойную выгоду: прибыль от экспорта плюс влияние на ценообразование внутреннего рынка. Ведь если ранее стоимость органического зерна по отношению к неорганическому разнилась на 30–40% (в пользу органического, естественно), то теперь из-за колоссального спроса часто достигает всех 100%. Завышенная экспортная цена раскручивает стоимость продукции и на внутреннем рынке: и вот производители в выигрыше дважды.
Итак, сертификация. Куда обратиться?
Сегодня в Украине работает 16 сертификационных центров: шесть немецких, три итальянских, два швейцарских, по одному от Армении, Турции, Нидерландов, Франции и Украины. И отечественные фермеры, желающие получить на упаковку звездно-зеленый листок – знак органического продукта, могут заказать аудит в любом из них.
Стоимость этой услуги в Украине довольно невысокая и для сельхозпроизводителей зависит от площади задействованных посевных земель. Например, на Западе она в разы выше. Так, в самой крупной в Германии сертификационной компании AbСer гонорар инспектора, который может исследовать работу производителя органики несколько дней, – 640 евро в сутки.
Сертификация органического производства – обязательная процедура контроля и подтверждения процесса производства органических продуктов. Сертифицируются различные направления деятельности: растениеводство, животноводство, пчеловодство, сбор дикорастущих продуктов, переработка, торговля, импорт/экспорт, аквакультура и пр. По каждому направлению существуют свои особенности. Более подробно мы остановимся на специфике сертификации зерна – как одном из наиболее перспективных направлений.
Сертификация зерна. Действуем поэтапно
Этап 1
Сначала производитель, желающий пройти сертификацию, должен подать заявление в сертификационный орган. К нему следует приложить описание своей деятельности и план органического производства. Сертификационный центр в свою очередь тщательно изучает эти материалы и готовит необходимую документацию по сертификации.
Этап 2
Второй этап – инспекция эксперта с выездом на предприятие. По результатам проверки эксперт составляет заключение и передает его в орган сертификации.
Сертификация производства органического зерна включает инспекцию:
|
Этап 3
На этом этапе принимается решение о сертификации. В решении сертификационный орган сообщает предприятию его статус и статус произведенной им продукции.
Получению «экологического» статуса предшествует конверсионный период, предусмотренный для перехода с традиционного ведения сельского хозяйства на органическое. В зависимости от вида продукции он может длиться от 6 месяцев до 3-х лет.
Например, для растений и продукции растениеводства конверсия предусмотрена минимум на 2 года. Но может быть продлена, если на земле использовались продукты, запрещенные для органического производства.
На этикетках и в рекламе продукции, изготовленной в период конверсии, запрещено использовать термины, которые указывают на органические методы производства. |
Орган, который осуществлял сертификацию, как минимум раз в год проводит инспекционные проверки предприятия. Проверке подлежит вся производственная деятельность хозяйства, в том числе бухгалтерский учет, производство, хранение, реализация продукции.
Этап 4
По окончании процесса сертификации заявителю выдается сертификат. В нем указывается местонахождение предприятия, наименование и статус произведенной продукции.
Вместе с сертификатом заявитель может получить право на применение маркировки. Только после этого предприятие может маркировать свою продукцию в соответствии с присвоенным статусом.
О том, как провести предсертификационный внутренний контроль и какие меры необходимо предпринять для недопущения утраты свойств экологически чистого зерна, Вы сможете прочитать в следующей статье.
Первая статья цикла – Органическое: модный тренд или неизбежность?
Ирина Захарченко,
руководитель отраслевой группы "Агро"
ООО "ХИМЛАБОРРЕАКТИВ"